Ромовые бабы

Мой пост на Фейсбуке вызвал живой отклик, хотя я, признаться, писал его про Мединского, а не про ромовые бабы. Однако отклик был именно про ромовые бабы.

Напомню фактуру. Писатель Даниил Гранин рассказал со ссылкой на военного историка Юрия Лебедева, что в немецкой книге была опубликована фотография с подписью: "Товарищ Абакумов проверяет качество выпечки «Венских пирожных». 12.12.1941 г. Фото: А.Михайлов, ТАСС"

NewImage

12.12.1941 - это разгар голода в блокадном Ленинграде. А тут - венские пирожные.

Являясь сторонником версии о том, что руководство Ленинграда во время блокады ни в чем себе не отказывало, я, тем не менее, позволил себе усомниться в силе аргументов Даниила Гранина. Мне показалось, что подпись на фотографии сама по себе мало что значит. Мало ли кто и когда ее написал.

В комментариях мне привели две ссылки на один и тот же материал, вы удивитесь, того самого историка Юрия Лебедева. И начинается он вовсе не с фотографии с "ромовыми бабами", а с вот такой фотографии:

NewImage

Далее цитата из Юрия Лебедева:

***
Подпись в отечественном фотоальбоме гласила: «12.12.1941 года 2-я кондитерская фабрика. Начальник цеха А.Н.Павлов, мастер-кондитер С.А.Краснобаев и подручная Е.Ф.Захарова за осмотром готовых батонов».
Ковальчук был твердо уверен, что речь шла исключительно о блокадном хлебе.

Немецкий вариант подписи был аналогичным за исключением последних слов. Они звучали там, как «осмотр готовой продукции». То есть, смысл у этой фразы был более широкий.

С нетерпением ждал я, когда принесут оригинал фотографии, чтобы выяснить, были ли это хлебные батоны или какие-то другие изделии, больше всего по виду похожие на плитки шоколада?

Когда работники архива положили данный снимок на стол, то выяснилось, что сделан он был 12 декабря 1941 года журналистом А. Михайловым. Тот был известным фотокорреспондентом ТАСС, то есть делал снимки по официальному заказу, что немаловажно для дальнейшего понимания ситуации.

Не исключено, что Михайлов, действительно, получил официальный заказ с целью успокоить советских людей, проживающих на Большой земле. Нужно было показать советскому народу, что в Ленинграде положение не такое уж бедственное. Поэтому взята была в качестве объекта одна из кондитерских фабрик, которая, как выяснилось, действительно продолжала в голодном городе изготавливать сладкую продукцию для избранных, по так называемому «литерному пайку». Им пользовались лица на уровне членов-корреспондентов Академии наук, известные писатели типа Всеволода Вишневского, военные и партийные деятели высокого ранга, ответственные работники Смольного. Как оказалось, их было не так уж и мало, если учесть, что на них работал, по меньшей мере, целый цех кондитерской фабрики. И на эту продукцию не распространялись никакие блокадные карточки.

Более того, она была засекреченной, на уровне военной тайны, как производство боеприпасов и военной техники.

Возможно, что эта фотография действительно была напечатана в какой-либо из советских газет. Может быть, на снимке специально была увеличена контрастность, чтобы зачернить вид изготавливаемой продукции, превратив ее в «готовые батоны». Но это лишь мое предположение. Скорее же всего, заказчики снимка осознали, что это уже перебор и надолго скрыли его в архиве.

Что было написано под фотографией сразу же после ее изготовления, неизвестно. Архивная карточка на фотоснимок составлена была 3 октября 1974 года, и именно тогда была сделана запись об осмотре «готовых батонов». Видимо, составитель карточки из-за резкой контрастности снимка не увидел характера продукции, а обратил внимание исключительно на изможденные лица. А может быть, и не захотел этого видеть. Символично, что фотокарточка получила подобную подпись именно в 70-ые годы. В это время на волне культа личности Брежнева и руководства КПСС уже повсеместно пропагандировалась мысль, что голод блокады охватил всех без исключения, ну и, конечно, партийный аппарат, как «неотъемлемую часть народа». Тогда повсеместно внедрялся лозунг: «Народ и партия – едины».

Поэтому ни у кого даже и мыслей не должно было быть о том, что на кондитерской фабрике в блокадную зиму 1941 года продолжалось изготовление шоколадок, как это теперь подтверждают документальные снимки.

***
Отсюда

Итак, что следует из Лебедева:

1. Подпись про батоны под фотографией сделана в 1974-м году. Следовательно, ранее могла быть другая подпись - считает Лебедев.

2. Немцы написали "готовая продукция" - из этого следует, что это вовсе не батоны.

3. По виду это напоминает шоколадки, - считает Лебедев. А дальше предполагает, что фотограф Михайлов мог получить заказ на показ сладкой жизни.

Далее он с уверенностью пишет: "на кондитерской фабрике в блокадную зиму 1941 года продолжалось изготовление шоколадок, как это теперь подтверждают документальные снимки."

Интересно, что никаких архивных атрибутов фотографии историк не приводит. Это странно для историка. Зато работники архива нашли фотографию - уже хорошо. Хотя и непонятно, как именно.

Ну да ладно. Давайте сделаем так. Посмотрите на эту фотографию. Что вы там видите?

NewImage

Скажите - это похоже на шоколад? Как-то он толстоват... и кривоват...

Что же это может быть, а?

Может - это?

NewImage

Вроде более похоже, чем на шоколад, правда?

А знаете - что это? Извольте:

NewImage

Это - блокадный хлеб. Те самые "батоны". Которые выпекали, разумеется, внутри Ленинграда, а не привозили готовыми снаружи.

Ну то есть со мной можно спорить, конечно - может, мне показалось, и на исходной картинке действительно шоколадки. Толстые и кривые. А не блокадный хлеб, такой, каковым он и должен выглядеть в декабре сорок первого - маленький, очень маленький. Минимальные нормы за всю блокаду. Да и по лицу держащего его пекаря, в общем, всё видно.

Ну ладно, давайте про ромовые бабы. Далее Юрий Лебедев пишет:

***
"В этом же архиве мне удалось обнаружить еще два интересных снимка.

[далее написано про первый снимок с венскими пирожными - м.к.]

Другая фотография изображает процесс изготовления «ромовых баб». Подпись гласит: «12.12.1941 года. Изготовление «ромовых баб» на 2-й кондитерской фабрике. А.Михайлов ТАСС»"

***

NewImage

Вот, собственно, к этой фотографии у меня и возникли первые претензии, еще до того, как я увидел фотографию с "шоколадками". Вот стоят какие-то люди и изготовляют ромовые бабы. Из чего следует, что это блокадный Ленинград? Все довольно здорово выглядят. Даты нигде нет, времени нет, ничего вообще нет для того, чтобы понять - где и когда мы.

И историк Лебедев не дает нам никаких зацепок, кроме как "в этом же архиве мне удалось обнаружить".

Ну ок, когда историки скрывают, помогают комментаторы.

Вот один из них пишет:

***
"там номер по каталогу архив ЦГАКФФД
Шифр Ар 3940
Период производства после 1917 года
Размер А
Цветность ч/б.
Оригинал/копия оригинал
Аннотация Изготовление "ромовых баб" на 2-й кондитерской фабрике.
Дата съемки 12 декабря 1941 г.
Год съемки 1941
Место съемки Ленинград
Темы
Кондитерская фабрика №2
Авторы съемки
Михайлов Александр Алексеевич"

***

Ссылку на эти реквизиты комментатор не приводит, однако я поискал их в Гугле и нашел в двух местах. И в обоих этих местах их оставил... тот же самый человек, который оставил их в комментариях у меня. Бинго!

Ну да ладно, зато у нас теперь есть имя фотографа: Александр Алексеевич Михайлов.

Вот что пишет Даниил Гранин:

***
Юрий Лебедев, занимаясь историей ленинградской блокады, впервые обнаружил эти фото не в нашей литературе, а в немецкой книге «Blokade Leningrad 1941–1944» (издательство «Ровольт», 1992). Сперва он воспринял это как фальсификацию буржуазных историков, затем установил, что в петербургском архиве ЦГАКФФД имеются оригиналы этих снимков. А еще позже мы установили, что этот фотограф, А.А. Михайлов, погиб в 1943 году.
***
Отсюда

Именно этот факт: что фотограф А.А.Михайлов погиб в 1943-м году, когда блокада еще не была снята, приводится многими комментаторами как доказательство блокадной природы снимка про ромовые бабы. Не мог А.А.Михайлов сделать эти снимки позже, потому что погиб в 43-м.

Вот только...

NewImage

Сайт про блокадных фотографов

То есть, фотограф Михайлов не погиб в 43-м, а работал в ТАСС до июля 60-го, продолжая снимать про ромовые бабы и венские пирожные.

И что же у нас получается?

Позволю себе высказать такую гипотезу:

Фотограф Александр Алексеевич Михайлов снимал много и продуктивно.

После его смерти в районе 73-х лет, архив фотографа передали в ЦГАКФФД. И в 74-м его там как раз разобрали, сопроводив фотографии архивными карточками.

И та самая фотография с "батонами" действительно относится к 41-му году, и была именно так и подписана самим фотографом. Только на ней не шоколадки, а настоящий блокадный хлеб.

В 1974-м году кто-то разбирал его фотоархив и обнаружил там три фотографии на каждой из которых люди в белых халатах что-то готовили.
Все фотографии были подписаны, но дата стояла только на той, что с "батонами". Разбиравший фотографии сотрудник архива посмотрел на это всё и решил - ну, наверное всё это снято в одно время в одном месте. Обстановка-то похожа!

Ну и влепил двум другим фотографиям ту же дату.

Я, поверьте, не перестаю пребывать в уверенность, что ленинградское руководство во время блокады ни в чем себе не отказывало. Но вот конкретно в этой истории с "ромовыми бабами":

1. ничего не доказано фактами

2. после прямого передергивания с "шоколадками" Гранину и Лебедеву верить не хочется.

3. После лжи про гибель фотографа Михайлова в 43-м верить им не хочется еще больше. Что же это за историк такой, который в архиве не спросил о природе фотографий и судьбе их автора?

Что, разумеется, не делает министра Мединского знатоком вопросов гг.

p.s. в камментах справедливо замечают, что хлеб выпекали целиком, и только при продаже нарезали. что же, согласен. пришлось еще поискать насчет кондитерской фабрики. и вот что я нашел:

***
В декабре 1941 года зав. орготделом горкома партии Л.М. Антюфеев докладывал А.А. Жданову: "За октябрь-ноябрь на фабрике Клары Цеткин задержано 46 человек, пытавшихся вынести 7065 штук папирос и 1 кг табака. Особенно увеличились кражи на хлебозаводах и кондитерских фабриках. Например, извозчик Федоров (2-я кондитерская фабрика) пытался вынести несколько десятков пряников. В чемоданчике у агента снабжения Кузнецовой обнаружено 40 пирожных (!). 13 батонов хлеба и 12 пряников пытался вынести с этой же фабрики зам. начальника снабжения Щербацкий, а агент снабжения Соловьев украл 10 батонов хлеба. 5 декабря задержаны грузчики Красногвардейской базы райпищеторга при попытке хищения ящика макарон…
***
Отсюда

Это говорит кандидат исторических наук Александр Кутузов. То есть, фабрика работала, а на фоточке Михайлова скорее всего именно пряники. Ну что же, тогда мы можем принять за базовую ту версию, что фоточки действительно с одного места (вот тут в камментах пишут, что усатый мужик одинаковый) и пирожные делали. И что "батоны" написали действительно в 74-м году, чтобы такие как я подумали, что это блокадные хлебушки.

Что, в общем, еще более показывает, что Мединский сами знаете кто, и добавляет дополнительного недоумения к пункту три: что же это за историк такой Юрий Лебедев, который не наше докладную Антюфеева Жданову? Историк Кутузов вот такую докладную нашел.
Норм.
Хорошо, зачет. Меня вообще-то не удивляет, что военное и политическое руководство не голодало, в конце концов им надо было думать и руководить, голодный этого не может. Но пока ясно, что оно не обжиралось сверх меры. Ну а писатели похоже увлеклись.
>Вот стоят какие-то люди и изготовляют ромовые бабы. Из чего следует, что это блокадный Ленинград? Все довольно здорово выглядят. Даты нигде нет, времени нет, ничего вообще нет для того, чтобы понять - где и когда мы.

это можно к 90% фотографий "блокадного Ленинграда" отнести, а оставшиеся 10 списать на ретушь и монтаж
Прямо в цеху что ли хлеб нарезали? Или каждый раз новые формы изготовляли под блокадную пайку? Хлеб на хлебозаводах изготовлялся в стандартных формах и нарезался на месте, т.к. паёк у всех был разный. У рабочих один, у служащих другой у иждивенцев третий.
не уверен, что можно было нарезать в точностью до грамма. продавцы же люди, а не роботы.
На фото ломоть хлеба отрезанный..а не выпечка хлеба такого же размера!
Никогда не слышала, чтобы блокадный хлеб заранее резали на одинаковые домтьики, осматривали и фасовали в коробки
Ну, вообще-то процедура нарезки буханок в булочных согласно разным нормам по разным карточкам многократно освещена в блокадных мемуарах, не менее часто в них упоминается такое понятие как "довесок" (то есть, кусочек буханки, дополняющий нарезку до необходимого веса) и проч.

Edited at 2014-02-12 08:11 pm (UTC)
Какими фактами не было доказано? С чего это уверенность такая, что подпись второй фотографии была сделана позже, а не в том же году, что и первая? С чего это уверенность такая (на чём основана?) что подпись появилась исключительно по мотивам первой? А тот факт, что фотограф Михайлов по свой прихоти вряд ли бы там оказался и чё-то бы снимал, исходя из собственного любопытства, не смущает?

Факты - это наличие фотографий в архиве (всякие туда не попадают, тем более из личного). Всё остальное - интерпретация.
Не очень понятна вот эта фраза
Являясь сторонником версии о том, что руководство Ленинграда во время блокады ни в чем себе не отказывало

Считаете ли Вы, что диабетик Жданов потреблял персики ящиками и блины кастрюлями, как об этом писал перестроечный "Огонек"?
Re: Не очень понятна вот эта фраза
инфа про диабет откуда? точный диагноз есть?
Главный изъян такой версии - хлеб действительно не пекут мелкими дольками
Согласен с предыдущими ораторами)
хлеб режется на ломтики ОДНОЗНАЧНО после выпечки
сразу ломтиками печь его невозможно и никто не будет выпекать ломтики для обеспечения миллионного города.. про довески правильно вспомнили .. фигня короче
но с последней строкой сложно спорить... такого министра культур-мультур поискать еще
Люди, где вы тут видите, что хлеб испечен ломтиками?
Его могли нарезать и упаковать для конкретного потребителя. (Если это, конечно, хлеб вообще)
Хотя я был невнимателен. Видно, что сзади женщина держит именно протвинь. И на столе справа лежит, скорее всего, тоже он.
Были "бабы" зачем отрицать? Все это из уст в уста передавалось выжившими блокадниками. Ну не бабы, а кое-что повкуснее. Более того, известные артисты, жившие в Ленинграде, на остатки еды выменивали на рынках у бывших петербуржцев фамильные драгоценности. Я это все обязательно найду и вывешу. Прислуга объедалась, а вы про хозяев скрываете. За блокаду они целые коллекции антиквариата собрали!
Знаете, сколько я таких "найду и вывешу" видел?

Почему-то, как правило, все сводилось к "вот прямо завтра будет"...
///Скажите - это похоже на шоколад? Как-то он толстоват... и кривоват...
Что же это может быть, а?///
Лично я в этом месте предположил гематоген. Толстые и кривоватые плитки. Сладкие. Но продавались в аптеках, и не были шоколадками. Очень дешевые были.
А разбор интересный.
Гранин был бойцом идеологического фронта, что следовало, то и писал. В перестройку и гласность положено было разоблачать. Он и старался.
Виктор Астафьев тоже свой последний роман испохабил, насовав туда борцов с кровавым Сталиным из перестройки и гласности.
=Лично я в этом месте предположил гематоген.=

Тут и предполагать нечего - это именно гематоген.
Между прочим - способствует кроветворению. Выдавался в войну раненым и донорам.
вообще-то упоминание некоего поста на фейсбуке имеет смысл сопровождать ссылкой на него