В последний раз я целый час говорил об этом в эфире Вестей ФМ после событий в Париже. - Вот-вот, - говорил я, - произойдет что-то такое, что, быть может, даже и не будет воспринято как теракт. Но что организовывалось и исполнялось именно как теракт.
Такого организатора и исполнителя невозможно вычислить агентурно, потому что он один. Он один, сам с собой, принимает решение. Он один его исполняет. У него нет мотивов, потому что мы их не знаем. Это невозможно предотвратить, но в современном мире, где один человек может контролировать устройство вроде атомной электростанции или системы газового пожаротушения в небоскребе, такие вещи попросту неизбежны. В руках у людей находятся устройства невероятной смертоносности. И если у нас на круизном лайнере вместимостью в несколько тысяч пассажиров и стоимостью в миллиард евро вдруг оказывается капитан придурок и наркоман - то как мы можем быть уверены в том, что придурки и наркоманы не окажутся где-то еще?
Этот случай с самолетом - просто еще один урок человечеству. Без морали и выводов. Потому что придумывай ты правила про двух человек в кабине, не придумывай - опасность от этого не уменьшится. Бронированные двери в кабину самолета, блокируемые изнутри, придумали после 11 сентября именно для того, чтобы уменьшить опасность. Думали, что всё получится. А получается вот что.
А придурок может быть где угодно. Если машинист Сапсана на полной скорости дернет стоп-кран - будут трупы. Если диспетчер не переключит стрелку для того же Сапсана - будет еще больше трупов. Снегоуборочная машина на взлетной полосе, поезд метро, едущий в стену, - вот оно всё, прямо перед глазами. Водитель бензовоза, лаборант, делающий анализ на ВИЧ, технолог на пивзаводе, инженер на станции хлорирования воды - каждый из них может оказаться придурком и психом, наркоманом и маньяком, и это никто, никто, никто не контролирует. Даже пилотов, как выяснилось, психиатры не проверяют.
Готовьтесь.