kononenkome (kononenkome) wrote,
kononenkome
kononenkome

Праздник, которого нет

В официальном производственном календаре Российской Федерации день 1 мая теперь называется «Праздник весны и труда». Это довольно мудрое название, объединяющее в себе две природы этого дня — древнюю, языческую, в которой день после Вальпургиевой ночи считался днем прихода настоящей весны, и современную, в которой этот день связан с традиционным выступлениями рабочих.

Но, как это обычно бывает с современностью, она неизбежно устаревает. А вот истинные ценности не тускнеют. Значение праздника весны и труда все больше и больше смещается в сторону весны, а про труд теперь помнят разве что русские коммунисты да ворующие у них фишки фальшивые русские социал-демократы. И это довольно интересный феномен, поскольку при советской власти (которую я в силу своего возраста довольно хорошо помню) Первомай был именно что днем демонстрации. Днем, когда все жители города собирались в одну большую толпу (так происходило в небольших городах вроде того, где я жил, в Москве, конечно, было иначе), радостно шли мимо трибуны с начальством, выкрикивая «Ура!», а потом разбредались по квартирам и, вы не поверите, праздновали! Всё как положено — вино-водка-шампанское, салаты, горячее, карты под кофе. При этом весна, разумеется, при советской власти точно так же наступала, как и сейчас. Да и с продуктами в магазинах тоже всё было не очень. Тем не менее, праздник труда и демонстрация были важнее, чем окучивание огородов, причем эта важность была не директивной, а шла изнутри. Это казалось естественным.

Теперь же 1 мая стал настоящим днем огородника, причем ежегодные настойчивые просьбы бывших трудящихся перенести большие каникулы с Нового года именно на майские дни как бы говорят нам о том, что это тоже не директивно. И тоже идет изнутри.

Решение этого довольно простого уравнения очевидно: первомай перестал быть днем трудящихся в силу таинственного исчезновения последних. Вот выйдите на улицу и найдите там хоть одного трудящегося. Не найдете.

Куда подевались трудящиеся — вопрос сложный. Маркс определял пролетариат как класс, создающий прибавочный продукт. А поскольку в нашей стране не то что с прибавочным, а и с необходимым продуктом есть некоторая неопределенность, то и создателя его, получается, нет. Рабочие перешли работать в охрану, а охрана, разумеется, не создает вообще никакого продукта.

Да и зачем вообще нужен какой-то прибавочный продукт, если прибавочная стоимость в нашей стране образуется без всякого прибавочного продукта? Каждый посредник в цепочке прибавляет к цене сколько хочет, а в конце концов продукт все равно оплачивается из бюджета. Как мы видим, никаких рабочих в этой системе не нужно.

Некоторым образом термин «пролетариат» в России сейчас обретает свое первоначальное, домарксовское значение. В словаре Даля этот термин определяется так, не удивляйтесь: «ПРОЛЕТАРИЙ м. бобыль, бездомок или безземельный, бесприютный, захребетник; пролетариат м. пролетарство ср. состояние, быт и сословие пролетариев; бобыльство, бездомничество, безземелье, захребетничество.»

И действительно, в Древнем Риме пролетариями назывались беднейшие граждане. Бедные настолько, что никакого имущества у них не было, а во время переписи в графе «имущество» они писали только лишь «дети» (proles). В этом и состояла роль древнеримского пролетариата — производить будущих граждан Рима. Само слово proletarius обозначает «производящий потомство». И ничего больше.

Теперь, правда, мы значительно разбогатели, и кроме детей у пролетариата есть еще огороды. Им современный пролетариат и посвящает свою международную солидарность.

Вот она, фундаментальная ошибка великих мыслителей эры просвещения. Они-то думали, что человечество развивается последовательно и бесконечно. А оказалось, что человечество не развивается вовсе. Всё то, что философы 19 века считали основополагающими законами общества, оказалось крохотным эпизодом в истории человечества. Это как с курением. На самом деле человечество начало массово курить всего сто лет назад, во время первой мировой войны. И сейчас мы наблюдаем, как человечество массово курить перестает. То, что еще в середине прошлого века казалось неотъемлемой частью жизни, на самом деле оказалось мимолетным увлечением.

Так и с промышленным производством. Философы думали, что промышленное производство — это и есть фундамент будущего, а оказалось, что это тоже лишь эпизод. И если сейчас еще остались какие-то рабочие на автомобильных заводах и фабриках, где собирают айфоны, то ведь любой из нас понимает, что это — лишь вопрос времени. И рабочих заменят на роботов, да и промышленность как таковая уже не имеет определяющего значения для экономики.

Так что мы с вами может быть и не доживем, а вот внуки наши уж точно доживут до того времени, когда человечество вернется обратно к себе, в Древний Рим. Будет возлежать на диванах, пить разбавленное вино и смотреть телевизор. А рассуждать о том, что первично — материя или сознание — не будет, потому что будет понятно — первично сознание. А материя нужна только лишь для того, чтобы ночью не было холодно.

И праздник 1 мая окончательно превратится в праздник Весны.
Актуальные комментарии

Originally published at <KONONENKO.ME/>. You can comment here or there.

Subscribe

  • Поучиться у наводнения

    В Краснодарском крае случилось катастрофическое наводнение. Затопило город Крымск, погибли многие десятки людей. Это не первое наводнение в тех…

  • Полицейская планета

    Россия, как известно — полицейское государство. Во-первых, у нас в стране один полицейский приходится всего на 157 жителей. Во-вторых, у нас…

  • Частица Бога

    До чего всё-таки уютная у нас с вами планета! Ну подумать только: люди всего мира затаив дыхание смотрят прямую трансляцию открытого семинара…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments