kononenkome (kononenkome) wrote,
kononenkome
kononenkome

Знаки

Ровно четыре года назад, в первых числах ноября 2011 года, в музее немецкого города Дортмунд уборщица уничтожила произведение современного искусства, застрахованное на 800 тысяч евро. Произведение под названием «Когда начинает капать с потолка» представляло собой таз, содержащий как бы осадок от капавшего с потолка. Уборщица увидела грязный таз и тщательно вытерла его, тем самым совершив один из самых мощных художественных актов в истории современного искусства. Показав, что хоть бы оно стоило и 800 тысяч евро — а ведь на самом деле обыкновенная грязь.

В феврале 2014го года история повторилась в Италии. В музее города Бари уборщица выбросила пару экспонатов из мятой бумаги, а также смела со стола крошки печенья, которые, как потом выяснилось, были частью инсталляции стоимостью в 10 тысяч евро.

И вот — вы не поверите — история повторилась в третий раз. И снова в Италии. В городе Больцано уборщица музея увидела инсталляцию «Где мы будем танцевать сегодня вечером?», представляющую собой разбросанные по полу бутылки из под шампанского, окурки и конфетти. И, разумеет, выбросила всё это из помещения.

Вот вы скажете — совпадение, а я не поверю. Однажды Александр Бренер нарисовал знак доллара на картине Малевича «Супрематизм», висящей в музее Амстердама. Тем самым он как бы хотел показать, что искусство превратилось в товар. И был прав — рынок современно искусства теперь исчисляется миллиардами долларов.

Та, первая, немецкая уборщица ответила Бренеру. Ее жест говорил, что на самом деле все эти ваши миллиарды долларов — это не только не искусство, а уже даже и никакой не товар. А простые мусор и грязь.

Но художественный мир тогда не понял этого жеста. И страховка в 800 тысяч евро была выплачена владельцу грязного таза, а не уборщице, которая уничтожила не только грязь в тазу, но и всё современное искусство как таковое.

Пришлось повторить через три года в Италии. Снова не поняли. Если не поймут и с третьего раза, то, боюсь, ситуация безнадежно.
И если вы думаете, что я имею в виду некий международный заговор музейных уборщиц по деконструкции современного рынка художественных произведений, вы ошибаетесь.

Я имею в виду того, кто движет рукой настоящего художника. И это, разумеется, вовсе не сам художник.

А тот, кто значительно выше. И, кажется, ему все эти тазы и бутылки не нравятся.

Originally published at <KONONENKO.ME/>. You can comment here or there.

Subscribe

  • Правила сообщества

    Уинстон Черчиль в своей книге «Вторая мировая война» описывает такой эпизод: перед началом этой самой войны, в мае 1935 года министр…

  • Сыр и вино

    Трудно представить себе что-нибудь более консервативное, чем Великобритания. И еще труднее представить себе что-нибудь более консервативное в…

  • Милости от природы

    Одной из важнейших стратегических задач, стоящей перед нашей страной, является задача демографическая. Нас очень, очень мало для такой территории.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments