kononenkome (kononenkome) wrote,
kononenkome
kononenkome

Очередь

Русская очередь воспета не раз. О ней слагали стихи, пели песни и даже писали романы. Очередь как культурный феномен препарирована в научных исследованиях. На мизансцене очереди основаны тысячи сюжетов.

И все же русская очередь непознаваема. Мы видели множество великих очередей. Очередь в Мавзолей Ленина. Очередь в первый ресторан МакДоналдс на Пушкинской площади. Очередь в Храм Христа Спасителя к поясу Богородицы. Очередь на паромную переправу из Крыма в канун первого сентября.

И даже зная обо всех этих очередях, мы когда не сможем предсказать, где подобная великая очередь возникнет в следующий раз. Как, например, не смогли мы предположить, что она выстроится возле центрального дома художника в Москве, где с октября месяца проходит выставка, посвященная 150-летию Валентина Серова.

Удивительно, но ни падение рубля, ни рост цен, ни тревожная обстановка в мире, ни даже суровый мороз не мешают людям, съехавшимся со всей страны, часами стоять для того, чтобы увидеть «Девочку с персиками» и «Девушку, освещенную солнцем». Картины, которые, как и половина других картин на этой выставке, совершенно спокойно висели в Третьяковской галерее до нее. И, разумеется, будут висеть там же и после.

Конечно, есть и другая половина картин. Некоторые из которых находятся в музеях других стран, некоторые разбросаны по музеям нашей огромной страны, а некоторые вообще практически не экспонируются. Например, графика, которую вообще нельзя показывать дольше нескольких месяцев подряд, иначе она выцветает и осыпается. Ретроспектива произведений Серова такого масштаба вообще была только однажды, больше ста лет назад, после смерти художника.

Но если исходить из предположения, что почти полмиллиона наших сограждан готовы на многое ради того, чтобы увидеть графические этюды Валентина Серова — мы совершенно неожиданно оказываемся в какой-то иной, новой России. В России, где никогда ничего подобного не было — ведь, по словам директора Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой, посещаемость этой выставки стала абсолютно рекордной за всю историю выставочного дела в нашей стране.

Причем эта страсть к прекрасному вполне разрушительна. Вечером 21 января люди, стоявшие в очереди за билетами на выставку, сломали развижные двери в помещение. Люди, стоявшие во второй очереди — в очереди тех, кто купил билеты через интернет и имел право на проход в обход первой очереди — стали скандировать: «Открывай». Ну точно как в телефильме «Приключения Электроника», помните? «Откройте, мы хотим видеть картины!»

Надо ли говорить, что люди, стоявшие в первой очереди ненавидели тех, кто стоит во второй. То есть, в очереди тех, кто без очереди. Напряжение между двумя очередями достигло такого накала, что администрация Третьяковской галереи приняла решение прекратить продажу билетов через интернет, а также вызвало дополнительные наряды полиции. Министерство по чрезвычайным ситуациям организовало для страждущих пункты обогрева и развернуло полевую кухню.

После этого скандала очередь на Серова мгновенно стала популярным интернет-мемом. Шутники в соцсетях рассказывали про то, что в очереди на Серова люди рождаются и умирают, что в Москве голод и люди давятся в очереди, чтобы посмотреть на нарисованные персики, что Госдеп вводит санкции против тех, кто стоит в очереди на Серова, а ООН присылает международных наблюдателей для контроля ситуации в очереди на Серова.

Либеральная интернет-оппозиция немедленно обвинила очередь в пошлости. «Еще бы на Шишкина ломились!» — пренебрежительно писали в социальных сетях и вспоминали при этом, что очередь на выставку прерафаэлитов в 13м году была больше.

А другие наблюдатели пытались понять: в чем же дело? За чем именно стоят люди в очереди на Серова? То ли за собственной идентичностью. То ли за той Россией, которую мы потеряли — ведь, согласно табличкам на выставке, практически все изображенные на портретах Серова люди или эмигрировали, или были расстреляны, или сгинули в лагерях.

А то ли просто за ярким солнечным светом, который бьет из картин, наверное, самого главного русского художника и которого нам так не хватало этой унылой осенью с ее туманными перспективами.

И если вам тоже не хватает этого света — то поторопитесь. Администрация Третьяковки продлила выставку до конца этой недели.

Вот только двери, пожалуйста, не ломайте.
Россия 24

Originally published at <KONONENKO.ME/>. You can comment here or there.

Subscribe

  • Про сливы для совсем уж дебилов

    КРЫМСК (Краснодарский край), 8 июл — РИА Новости. Во время сильного ливня на Кубани проводились автоматические сливы воды на Неберджаевском…

  • Требую извинений

    По интернету стремительно распространяется перепост записи Ирека Муртазина из «Новой газеты», где написано: » Максим Кононеко и вовсе…

  • И снова о водохранилище

    СПЕЦИАЛИСТ ГИДРОМЕТЕОСЛУЖБЫ: Циклон сформировался над Азовским морем. Он забрасывал влажные воздушные массы именно в эту зону, именно здесь выпали…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments