Помещик Манилов из романа «Мертвые души» мечтал построить мост через пруд. Телеоператор Рудольф из кинофильма «Москва слезам не верит» предполагал, что однажды ничего не будет, а будет одно только телевидение. Руководство Сбербанка с упорством, достойным уважения, рассказывает на разнообразных мероприятиях о том, что однажды не будет ни денег, ни карточек, а будет один сплошной блокчейн и бесконтактная оплата смартфонами.
«Я считаю блокчейн исключительно перспективной технологией, — говорил пару месяцев назад Герман Греф, — Через два-три года мало останется сфер, где бы она радикально не изменила вообще основы бизнес-модели».
Энтузиазм своего босса разделяет и вице-президент Сбербанка по IT-технологиям Никита Волков. «Когда, по моей оценке, клиенты перестанут платить карточками и начнут массово платить в торговых сетях мобильным телефоном? — сказал он на днях, — По моей оценке в 2018 году в России».
Кроме того, менеджмент крупнейшего банка страны мечтает внедрении технологии распознавания лиц и голосов клиентов, которая избавит человека от необходимости идентифицировать доступ к своему банковскому счету не только с помощью карточки, но и с помощью мобильного телефона.
«Я планов наших люблю громадье, — говорил Владимир Владимирович Маяковский, — Размаха шаги саженья». Что и говорить, нынешнее руководство Сбербанка проделало гигантский путь, превратив путанный и плохо связный конгломерат сберегательных касс во вполне технологичный современный банк. Еще лет 10 назад в каких-то отделениях Сбербанка в Москве я мог оплачивать кредит, взятый в Сбербанке же, но в другом регионе, а в каких-то мне говорили, что этого сделать нельзя. Или, скажем, ваш транспортный налог мог уехать в Сбербанк Московской области, и Сбербанк Москвы не имел никакой возможно его оттуда достать. Это то, с чем сталкивался лично я, а вообще подобных историй было описано в социальных сетях бесконечное множество. Теперь с этим во многом покончено, а если учесть всем известные масштабы Сбербанка, то нельзя не признать, что проделана большая работа. И раз уж руководство Сбербанка решило такую грандиозную задачу, то почему бы не поверить им и в том, что они внедрят блокчейн, бесконтактные платежи телефонами и распознавание лиц.
Но ведь проблема тут совсем не в руководстве Сбербанка. Проблема тут в населении, которое, как известно, у нас то, которое есть, а другого никакого и нет. Сбербанк-то внедрит. Но вот кто этим воспользуется, кроме внедривший — вопрос социальный.
Государство годами серьезных усилий добилось повсеместного внедрения безналичной системы оплаты труда. И что же происходит в день зарплаты на любом из таких предприятий? Там происходит очередь в банкомат, в котором сотрудники снимают сразу всю зарплату наличными и кладут ее в кошелек. Причин тому множество. И недоверие к денежным суррогатам (а банковская карта воспринимается именно как суррогат, настоящие деньги — это банкноты и монеты), и страх перед банком, с которым мало ли что может случиться, и необходимость совершать наличные платежи (скажем, лендлорду отдавать за квартиру). И, разумеется, отсутствие возможности оплатить картой покупку во множестве региональных маленьких магазинов. Внедрена ли у нас безналичная система оплаты труда? Да, внедрена. Появился ли у нас в стране массовый безналичный оборот? Нет, не появился.
Или вот у меня, например, есть карта VISA, которой можно платить, не вставляя ее в терминал. Тем самым бесконтактным способом, про использование которого с помощью смартфона говорит вице-президент Сбербанка. Знаете, сколько раз я заплатил этой картой в Москве бесконтактным способом за последний год? Правильно — ноль. Терминалов, работающих с бесконтактными картами в крупных магазинах сколько угодно. Даже терминалы метро принимают бесконтактные платежи с карт. Но все они, отчего-то, работают… только с MasterCard. А с VISA — не работают. Я не знаю, в чем причина подобной однобокости, но она есть, и она есть в крупнейшем и самом развитом в смысле банковской инфраструктуры мегаполисе России. Внедрена ли в Москве технология бесконтактной оплаты? Да, внедрена. Можно ли ей воспользоваться всем, у кого есть бесконтактная карта? Нет, нельзя.
Разумеется, отсутствие по-настоящему массового спроса на ультрасовременные технологии (а бесконтактная оплата с помощью смартфона — это как раз такая технология) не должно быть препятствием к внедрению таких технологий. Когда-то было принято смеяться над планами запустить в метро мобильную связь, потом — над планами развернуть там бесплатный Wi-Fi. Теперь всё это есть, и как-то странно думать уже, что когда-то этого не было. Но все же хочется, во-первых, еще больше, а во-вторых, чтобы это «больше» было универсальным. То есть — для всех, а не для пользователей какой-то одной избранной технологии.
Что же касается «массовости» — то пусть о ней голова болит у начальников. Лично мне кажется, что когда в очереди в кассу в большом столичном сетевом магазине картой платит хорошо если каждый третий — то это не «массово». Но ведь это не мешает пользоваться внедренной технологией лично мне.
И тут парадоксальным образом получается, что громадье планов и маниловщина, побуждающая наших начальников внедрять все эти технологии для исчезающего меньшинства просто для того, чтобы о них отчитаться, в итоге идут на пользу этому самому меньшинству. А уж что там при всем этом думает себе стоящее в очереди к банкомату в день зарплаты большинство — его трудности.
ИЗВЕСТИЯ
Originally published at <KONONENKO.ME/>. You can comment here or there.