kononenkome (kononenkome) wrote,
kononenkome
kononenkome

Фундаментальность

Бывают такие области знаний, экспертами в которых считают себя практически все люди Земли. Это, во-первых, футбол, во-вторых международные отношения, а в-третьих, конечно, вопросы награждения различными международными премиями.

Все люди Земли смотрят кино, поэтому все они на протяжении долгих лет точно знали, что «Оскар» за лучшую мужскую роль должен быть у Леонардо Ди Каприо. Американская киноакадемия много лет держалась, но в этом году все же дрогнула. И Ди Каприо свою премию получил.

А поскольку книги люди Земли читают не очень, то решения Нобелевского комитета по литературе каждый год встречались во всем мире тоже совершенно одинаково. То есть — вопросом: «А это кто?» Нобелевский комитет тоже держался годами, вручая премии каким-то совершенно таинственным национальным писателям, но нынче, вслед за Американской киноакадемией, тоже дрогнул. И вместо того, чтобы вручить премию кенийскому писателю Нгуги Ва Тхионго, про которого мир опять бы спросил: «Кто это?», премию решили вручить человеку, про которого ни один человек в мире такой вопрос не задаст. И если даже вы никогда в жизни не сталкивались с произведениями лауреата Нобелевской премии по литературе этого года, то вы все равно знаете его имя. Потому что это Боб Дилан.

Переоценить этот жест Нобелевского комитета непросто. Премия Бобу Дилану вручена за, цитирую: «создание нового поэтического выражения в рамках великой американской песенной традиции». Это определение верное, но, конечно, не полное. Боб Дилан создал новый поэтический язык не только для американской песенной традиции, но и для мировой. На протяжении вот уже пятидесяти лет практически любой музыкант, который хочет сказать миру больше, чем сказано в песне, например, «Ландыши», говорит это миру на языке Боба Дилана. Хотя может об этом даже и не подозревать, как большинство русских людей не подозревают, что они говорят на языке Пушкина.

Но не только безусловной заслуженностью Боба Дилана важно это решение Нобелевского комитета. Уж слишком часто начали уходить люди, которым мы обязаны всей современной культурой. Да, они уходят далеко не бесславно, награжденные множеством отраслевых премий, миллионами преданных поклонников и сотнями миллионов долларов. Но все же «Оскары», «Золотые глобусы» и «Грэмми», которых у того же Боба Дилана в полном достатке — это одно. А Нобелевская премия по литературе — это совершенно другое. Это знак признания всего человечества.

И хорошо, что хотя бы в этом году премия выглядит именно так, как она должна была бы выглядеть каждый год.

Originally published at <KONONENKO.ME/>. You can comment here or there.

Subscribe

  • Голос

    В Википедии про похожего на большой хозяйственный пылесос робота R2-D2 из «Звездных войн» Джорджа Лукаса написано так, цитирую: «запрограммированная…

  • Многосторонность

    Уж сколько раз я приводил вам хрестоматийную максиму Козьмы Пруткова о том, что специалист подобен флюсу и полнота его одностороння. Однако мир со…

  • Голые при Луне

    Со слов наркома просвещения Анатолия Луначарского мы знаем, что Ленин считал кино важнейшим из искусств. Возможно в том числе и потому, что кино…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments