Молоток

Представьте, что вы купили себе молоток. Хороший, современный молоток. Инновационный. И собрались забить этим молотком гвоздь. Молоток проанализировал, как вы его держите, под каким углом попадаете по гвоздю, оценил сопротивление гвоздя, всё рассчитал и откорректировал. И вот вы колотите молотком по гвоздю даже не глядя, и гвоздь послушно уходит в материал.

А однажды вы решаете этим молотком орехи колоть. А молоток вдруг начинает светиться красным и человеческим голосом говорит вам: я молоток, а не щелкунчик. Если вам надо орехи колоть, купите наш инновационный орехокол. А я — молоток. И не буду орехи колоть.

Ну а если вы решите этим молотком свою тещу забить, то полиция приедет еще до того, как вы замахнетесь.

Хотелось бы вам, чтобы инструменты вели себя так?

А уже и дела никакого нет до того, чего бы вам там хотелось. Потому что инструменты уже ведут себя так. Автокоррекция на ваших смартфонах — это та самая корректировка параметров при забивании гвоздей. То же самое — все эти «умные ленты» в Фейсбуке и Твиттере, которые показывают вам не посты тех людей, на которых вы подписались, а те посты, которые, по мнению Фейсбука и Твиттера, могли бы быть вам интересны. Заходите вы, например, в ленту Фейсбука. И видите там пост Олега Кашина. А сразу под ним — пост Екатерины Михайловны Шульман. Вам интересно прочитать и то и другое. Вы открываете пост Олега Кашина и читаете его. А потом хотите прочитать пост Екатерины Михайловны Шульман. И… не можете этого сделать. В вашей ленте его нет. Вы идете прямо в фейсбук политолога — но и там этого поста нет! Но ведь вы видели его собственными глазами! Вот и Фейсбук знает, что вы его видели. А поэтому заново вам показывать его вовсе не следует. И он не показывает. И никакой кнопки «показать всё» у него нет.

Но дальше молоток начинает светиться красным и говорить человеческим голосом. Некоторе время назад журналист американского телеканала Fox News Стив Хилтон обратил внимание, что новый спеллчекер — то есть, программа для проверки и исправления орфографических и грамматических ошибок — используемый в продуктах корпорации Microsoft, теперь предлагает заменять не очень политкорректные термины на другие. Скажем, слово policemаn предлагается заменить на выражение police officer. Очевидно для того, чтобы не использовать слово man, обозначающее мужчину. Ведь офицер полиции совершенно не обязательно будет мужчиной. То же самое касается и слова почтальон, то есть — mailman. Вместо которого, по той же самой причине, предлагается использовать словосочетание mail person. Выражение «джентльменское соглашение» новый словарь Microsoft предлагает заменить на «молчаливое соглашение». Ну потому что джентльмен — это вообще уже запредельный сексизм из викторианской эпохи, о которой современному политкорректному либертарию не хочется даже и вспоминать.

Следующий этап совершенно логичен — спеллчекеры начнут предлагать нам новые смыслы. Эй, — скажет спеллчекер человеческим голосом, — Это что это за античеловеческий текст вы тут пишете? И немедленно сотрет этот текст.
И если вам кажется, что это какое-то фантастическое развитие событий, то не обольщайтесь. Всемирная федерация рекламодателей (WFA), куда входят такие монстры, как Procter & Gamble и Mars, Mastercard, Verison, объявила об инициативе по созданию «среды, в которой решаются проблемы с высказываниями ненависти, запугиванием и дезинформацией». Старший бренд-менеджер Procter & Gamble Марк Притчард прямо говорит, что в крупнейших социальных интернет-сервисах «всё ещё слишком много плохого контента. Они должны его модерировать или, по крайней мере, поощрять вежливость в комментариях. Нам нужно исправлять всю экосистему, но Facebook и Google — это самые большие игроки среди онлайн-медиа».

Замечу, это даже не третируемый американскими сенаторам и общественным мнением Faceboоk заявляет. Это заявляют рекламодатели. Которые не хотят, чтобы их реклама висела рядом с «высказываниями ненависти». И поэтому они хотят, чтобы наш молоток (а социальные сети — это для нас лишь инструмент), так вот, они хотят, чтобы наш молоток забивал только гвозди. И не дай бог чтобы мы сами решали, как и для чего его его использовать. Поэтому они собираются воздействовать на крупнейшие интернет-компании с тем, чтобы те контролировали, что и как нам писать. Чтобы их реклама рядом красиво смотрелась, а не в абы как.

Критерии, по которым будет определяться ненависть, запугивание и дезинформация, разумеется, будут широкими. Конечно, компании Mars не хотелось бы рекламировать свой собачий корм рядом рядом с сообщением о том, что бродячие собаки загрызли очередного ребенка. А компании Procter & Gamble не хочется показывать счастливую хозяйку со стиральным порошком в контексте проклятий какой-нибудь барышни в адрес своего бывшего. Сообщения же о том, что шоколадные батончики ведут к диабету и вовсе будут объявлены дезинформацией.

И не надо думать, что интернет-гиганты будут противостоять рекламодателям. Нет, на нас им наплевать. А на рекламодателей нет — они живут за счет них.

Общество тоже не будет противостоять инициативам. Во-первых, никаких альтернатив нет. А во-вторых, современное общество и так воспитало в себе такой внутренний тоталитаризм, что весь вышеописанный Оруэлл разве что покажется этому обществу недостаточным.

И если молотками мы можем запастиcь впрок, пока они еще не стали столь инновационными, то пользоваться фейсбуком старых добрых времен, увы, не получится.
RT

Originally published at <KONONENKO.ME/>. You can comment here or there.

значит фасебука разорится потому что ее пошлют нафиг.
> пользоваться фейсбуком старых добрых времен, увы, не получится.
Это и и сейчас уже не получится. Даже жежешечкой старых добрых времён уже сейчас пользоваться не получится. Единственный способ --- вести свой блог на своей платформе... с околонулём посетителей...
Любая массовая площадка будет модерироваться. Так же как не получится сцать на Красной площади ибо общественное публичное пространство, также не получится срать в публичных пространствах. Придется создавать свое закрытое пространство и там отрываться.
> пользоваться фейсбуком старых добрых времен,

фейсбук никогда не был старым добрым, он всегда был тоталитарным и крайне мутным. На него все перешли с ЖЖ потому что было модно и потому что мобильный клиент был, да и лайки ставить проще, чем +1 написать.