Десять революций Стивена Джобса

Skitched 20111006 102308

Кстати, мне тут звонили с утра уже несколько раз насчет Джобса. И каждый раз спрашивали - кто он был для мира?

Ну вот смотрите.

Джобс создал (не будем считать персональный компьютер - его одновременно создали несколько компаний):

1. Настольные издательские системы. То есть, вся современная индустрия периодики - это Стив Джобс. До него она была другой - с наборщиками и прочей фигней. Джобс уничтожил индустрию наборной печати и верстки и сделал издание журналов и газет доступным любому человеку.

2. Персональный компьютер с графическим интерфейсом. Компьютер как бытовой прибор. Компьютеры, которыми мы пользуемся сейчас - это Стив Джобс. Включая Windows, которой без Джобса не было бы. Именно Джобс вдохновил Билла Гейтса на создание Windows. Сам оконный интерфейс придумал не Джобс, но Apple первой реализовал его на коммерческом компьютере.

3. Ноутбук. Тот ноутбук, который сейчас стоит у вас на столе - это Стив Джобс. Apple первой сделала ноутбук с LCD-экраном.

4. Трехмерные мультфильмы. Вот все это трехмерное великолепие в кинотеатрах с премьерами каждую неделю - это Стив Джобс.

5. Уничтожение традиционной индустрии звукозаписи, которая состояла по большому счету в постоянном переиздании каталогов на новых носителях. Джобс уничтожил носители, создав iTunes+iPod.

6. Изменение сознания музыкантов всего мира, которые перестали думать альбомами, а стали думать песнями, что, безусловно, повышает качество музыкального материала.

7. Подкасты, меняющие радио-индустрию. Отныне каждый может быть радио, отныне радио слушают не только в эфире.

8. Революционное переосмысление мобильного телефона. Джобс превратил мобильный телефон в карманный интернет-терминал. Да, телефоны ходили в интернет и до этого. Но iPhone первым стал делать это не как мобильный телефон, а как настольный компьютер. И это радикальным образом изменило рынок. Теперь ты можешь купить всё, что хочешь прямо в тот момент, когда тебе в голову придет эта мысль. Тебе больше не надо ходить в магазин или садиться за компьютер.

9. Интерфейс, управляемый пальцами, а не стилусом. Да, такие штуки экспериментально делали и раньше. Но Джобс сделал такой интерфейс массовым. А ведь именно этот интерфейс наиболее интуитивен. Устройствами с iOS без подготовки и обучения могут пользоваться и младенцы, и старики. Компьютер стал таким же простым, как утюг или микроволновая печь.

10. Планшетные компьютеры - одна из наиболее грандиозных и наиболее долгих революций Джобса. Первый планшетный компьютер Apple выпустила в 1993-м году. С тех пор Джобс переосмыслял это, переосмыслял, переосмыслял - и был создан iPad. Планшетные компьютеры наверняка в перспективе убьют книгоиздание и ноутбуки. Также, как iPod убил жадных мейджоров.

Apple первой применила в массовом компьютере мышь, разъем USB, интерфейc WiFi, первой выпустила компьютер без флоппи-дисковода - это, впрочем, эволюционные шаги, а не революционные, как перечисленные выше.

Десять революций планетарного масштаба на одного человека - это, согласитесь, случай весьма уникальный.

Так что называть его гением можно без всяких стеснений.
во как! х, я знал, что Джопс велик, но не думал, что настолько. титан, одно слово, Гейтс ему за пивом бегал.

кстати, писать "Интерфейс, управляемый пальцами" не очень грамотно. пальцы это сам интерфейс.
Поржал. Интернет и быстрорастворимый кофе надеюсь тоже он придумал?
Приоритет ввода на рынок ноутбука с LCD ни в коей мере не может быть причислен Apple.

1981 Dulmont Magnum Dulmison Pty Ltd
1983 Sharp PC-5000 Sharp Corporation
1985 Bondwell 2 Bondwell Holding Company
1985 Kaypro 2000 laptop
1985 Toshiba T1100 Toshiba
1986 IBM PC Convertible IBM
1988 Compaq SLT/286
1989 Macintosh Portable Apple


> Джобс превратил мобильный телефон в карманный интернет-терминал.

более ранние смартфоны от других компаний обладали тем же функционалом, Apple ввел лишь multi-touch управление пальцами.
НО ЭТОЖЕ НЕПРАВДА!!!
Вы разве не знали, что колесо, а также лук со стрелами изобрёл Стив!
Надо заметить, что сам он ничего не изобрел, он только эксплуатировал талантливых людей, таких как Стив Возняк, Элви Рей Смит, Джон Лассетер и т.д. Просто у них не было предпринимательского таланта, а у него был, поэтому мы думаем, что ноутбук и трехмерные мультфильмы изобрел Стив Джобс, Windows изобрел Билл Гейтс, хотя это не так
с пунктом шестым не соглашусь
мне не хватает музыки, которая думает альбомами
Насчет издательских систем без набора я бы поспорил. Теоретические основы, конечно же, заложил Xerox. Для графических издательских систем он разработал:

1. Графический оконный интерфейс всем нам сейчас широко известный.
2. Язык управления принтером - PostScript
3. Язык работы с графическим интерфейсов, дедушка всех объектно-ориентированных языков - SmallTalk
4. Мышку, в конце-концов.

Ну, мышку и GUI подхватили многие. Да, Джобс одним из первых. PostScript - Adobe. SmallTalk оказался слишком сложным, но свой след в истории OOP оставил.

Но ключевым моментом было,создание Aldus Co PageMaker-а 1.0
Текст Вашего поста многократно попадался в самых разных местах с 6 октября. Дважды мне его присылали мылом знакомые.
Каждый раз его чтение (без указания авторства) вызывало недоумение - я не понимаю, почему многие люди принимают изложенное за чистую монету. Интересно, если бы кто-то приписал фирме Apple изобретение колеса, тоже так же было бы?
Наконец-то, кто-то из знакомых нашел первоисточник, и я могу прокомментировать это лично.
Скорее всего, где-то я пересекусь с другими комментаторами, уж не обессудьте.

Итак, утверждается, что Джобс создал:

1. Настольные издательские системы.
Это не так. С таким же успехом можно утверждать, что системы автоматизированного проектирования создал Билл Гейтс, так как Автокад исходно был написан под MS DOS, разработанную Microsoft, которую возглавлял Билл Гейтс.
Первой настольной издальской системой был Aldus Pagemaker. Вышел он где-то в 84 году под Mac. Где-то вскорости вышла версия еще и для PC. К разработке и выходу этой системы ни Apple, ни Стив не имеют никакого отношения.
Да, кстати, - для PC (в ту пору) был еще один весьма серьезный продукт - Ventura Publisher, появившийся примерно тогда же.
Вполне можно говорить о том, что Aplle создала хорошую платформу для настольных издательских систем, но приписывать их создание вряд ли корректно. К тому же, вскоре после выпуска первого Мака, Джобса "ушли" из Apple и остальные Маки выпускались без него.

2. Персональный компьютер с графическим интерфейсом.
Это не так!
Ох... Начнем с небольшого исторического экскурса. В конце 60-х - начале-середины 70-х в исследовательском центре Xerox в Пало-Альто (Palo Alto Research Center, PARC) велись исследования в области перспективных человеко-машинных интерфейсов.
Результатами этих исследований стали:
1. Графический оконный интерфейс, понятие GUI как таковое, концепция рабочего стола, папок, корзины, драг-дроп и т.п.
2. Мышка в том виде, в котором она нам известна. Причем, оптическая мышь разработана тогда же ими же.
3. Персональный компьютер.
4. Концепция ноутбука/планшета. Модель (из папье-маше, вероятно, т.к. нужных технологий тогда не было, но сам факт!) ноутбука/планшета.
5. Концепция дисплея, чувствительного к нажатиям.
6. Объектно-ориентированное программирование как таковое. Язык SmallTalk.
7. Лазерный принтер.
8. Язык описания страниц InterPress (версия этого языка от Adobe называется PostScript :) ).

Там был разработан первый персональный компьютер с графическим интерфейсом и мышью - Xerox Alto. В 1973 г.

Было выпущено около 1500-2000 шт. Использовались в самом Xerox PARC, несколько сотен было поставлено различным университетам.

Далее был разработан Xerox Star (1981), который уже продавался и позионировался как персональная рабочая станция.


Джобс, вместе с другими представителями Apple, посетил PARC в конце 70-х. После этого представители Apple еще несколько раз посещали PARC для более детального ознакомления с их разработками. В результате, в 1983 г., вышел Apple Lisa, оказавшийся провальным. В начале 1984 выпущен Macintosh. Вот он, действительно, "пошел".
...2... Компьютер как бытовой прибор.
Я не знаю, что есть "бытовой прибор", но, по моему, Вы спутали это с ранним высказыванием Билла Гейтса - что то вроде "компьютер на каждый стол в каждый дом каждой домохозяйке", за точность не ручаюсь.

...2... Компьютеры, которыми мы пользуемся сейчас – это Стив Джобс.
Нет, это Xerox PARC. :)

...2... Включая Windows, которой без Джобса не было бы. Именно Джобс вдохновил Билла Гейтса на создание Windows.
Опять нет! Анонс Windows 1.0 случился в 1983 году...
Концепция и организация интерфейса восходит, опять же, к упомянутому Xerox PARC.

...2... Сам оконный интерфейс придумал не Джобс...
Чистая правда! Подписываюсь под каждым словом! :D

...2... но Apple первой реализовал его на коммерческом компьютере.
Нееее... А как же Xerox Star?
Может, сказать так - первая коммерчески успешная реализация принадлежит Apple (это Макинтош)?

...Все не влезло. :(
...продолжение следует...
...продолжение...

3. Ноутбук. Тот ноутбук, который сейчас стоит у вас на столе – это Стив Джобс. Apple первой сделала ноутбук с LCD-экраном.
Увы, и это - неправда...
Как уже упоминалось выше, концепт ноута (Dynabook) был предложен Alan Kay из того же Xerox PARC в 1970-72:


Действительно, в 1984 Apple выпустила Apple IIc (1984) c LCD дисплеем:

Хотя, надо отметить, что дисплей этот шел как отдельная опция.

Но, в 1983 году, был выпущен Tandy TRS-80 Model 100 (LCD 240x64 пикселей):


Тогда же, в 1983, выпущен Sharp PC5000 (LCD 640x80)


В 1982 был выпущен Grid Compass 1101 (ELD 320x240)


Ну и самый первый (1982) портативный комп с LCD (120x32) - Epson HX-20.


4. Трехмерные мультфильмы. Вот все это трехмерное великолепие в кинотеатрах с премьерами каждую неделю – это Стив Джобс
Здесь вот надо определиться, что именно имел в виду автор. Если технологию 3D - это я не знаю. :)
А вот если имелось в виду трехмерная анимация - то дело было так - студия Pixar была создана в 1979 г. Эта студия - команда из великолепных разработчиков не только отличных мультов, но и инструментальных средств для изготовления этих мультов и спецэффектов для игровых фильмов. (сейчас - софт Renderman, ранее еще и аппартная платформа для него - специализированные компы для 3Д-рендеринга). В 1986 её прикупил Джобс и проинвестировал в нее весьма приличные деньги. В конце 1994 года Джобс решил продать Пиксар и собирался это сделать вплоть до того, как студия Дисней взялась организовать распространение мульта "История игрушек" в 1995 г. Имхо, это значит только одно - Стива интересовала только финансовая отдача от этого проекта.
Как бы то ни было, Джобс не влезал в творческий процесс и продюсирование продукции Пиксара.
Надо отметить, что в творчестве Пиксара, после покупки их Джобсом, имеются мотивы Apple. Например, в "тачках" одна из участвующих в гонках машин несет эмблему Apple, а в Wall-E образ робота Eva предложен дизайнерами Apple.
Кроме Пиксара есть еще, например, Dreamworks им. Спилберга, которая использует сходные технологии, но на другой платформе. Еще есть фриварный софт для подобных целей, на котором, например, сделан Big Buck Bunny. Наивно было бы полагать, что, в случае, если Стив не дал бы Пиксару денег, такой технологии не случилось бы, особенно учитывая то, что в ней нет непосредственного участия Стива.

Кстати, на мой взгляд, качество мультов от Пиксара примерно такое-же, как и ранней классики Диснея. И как раз достижение таких, столь значительных успехов, этой студией, и будет наиболее исторически значимым деянием Стива Джобса.
Да и, после слияния двух упомянутых студий, когда Джон Лассетер стал продюсером всего мультподразделения Диснея, класс Диснеевских мультов значительно поднялся.

5. Уничтожение традиционной индустрии звукозаписи, которая состояла по большому счету в постоянном переиздании каталогов на новых носителях. Джобс уничтожил носители, создав iTunes+iPod.
Предположение об уничтожении носителей вызывает сомнения. Пока что-то не видно, чтобы магазины, торгующие CD, массово закрывались... Скорее, заслуга Джобса в том, что он предложил и реализовал успешную систему продажи контента.

6, 7 не имею мнения по этим вопросам

8. Революционное переосмысление мобильного телефона...
Может, и так. Но вот, не понимаю я этого. Возможно, мобильник - крайне сложная штука, которая нуждается в регулярном переосмыслении... Да, я человек убогий, приземленный и некреативный, но телефон мне нужен для совершения и приема звонков. :) Моя старенькая нокия вполне пригодна для этого.

...опять не влезло!...
...продолжение следует...
...окончание... :)

9. Интерфейс, управляемый пальцами, а не стилусом. Да, такие штуки экспериментально делали и раньше. Но Джобс сделал такой интерфейс массовым. А ведь именно этот интерфейс наиболее интуитивен. Устройствами с iOS без подготовки и обучения могут пользоваться и младенцы, и старики. Компьютер стал таким же простым, как утюг или микроволновая печь.
Если идет речь именно о мультитаче, то полностью согласен.

10. Планшетные компьютеры – одна из наиболее грандиозных и наиболее долгих революций Джобса. Первый планшетный компьютер Apple выпустила в 1993-м году. С тех пор Джобс переосмыслял это, переосмыслял, переосмыслял – и был создан iPad. Планшетные компьютеры наверняка в перспективе убьют книгоиздание и ноутбуки.
Newton Messagepad от Apple, появившийся в 1993 г. сложно назвать "планшетом". Это, все таки, PDA, наладонник. Да и выпуск этой железки вряд ли связан с Джобсом - на тот момент он уже много лет не работал в Эппле.
Планшетные PC были задолго до появления и iPad, и iPhone. Первая Windows XP Tablet PC Edition вышла в 2002 году.

Apple первой применила в массовом компьютере мышь, разъем USB, интерфейc WiFi, первой выпустила компьютер без флоппи-дисковода – это, впрочем, эволюционные шаги, а не революционные, как перечисленные выше.
Про мышь уже говорил раньше.
Интерфейс USB был создан консорциумом, в который Apple не входил вообще. Первыми применили оные "разъемы" Intel, HP, Compaq, IBM. В 1996 году у интела материнки уже имели USB. У Apple этот интерфейс появился только в 1998 г. в iMac.
WiFi - то же самое, ну не имеет Apple к нему отношения.

Подозреваю, что упомянутые технологии были перепутаны с другой - FireWire (IEEE1394). Эта технология, чем-то внешне сходная с USB (последовательная шина), была исходно разработана Apple для передачи различных данных и обладает множеством достоинств.
Технология не дешевая, посему не получила такого распространения, как USB, и не стала стандартом де-факто (кстати, жаль!), но весьма продвинутая и качественная.

С уважением, Константин.