До президентских выборов осталось меньше двух суток. До дня тишины – и вовсе считанные часы. Самое время оглянуться и попытаться оценить прошедшую кампанию.
Первый и довольно неутешительный вывод состоит в том, что каждая президентская кампания в новейшей истории России уникальна. А это плохо. Парламентские кампании уже давно стали профессиональным рутинным процессом, обкатанным на многочисленных региональных выборах. А вот выборы президента, несмотря на практическую несменяемость основных кандидатов, каждый раз проходят по-новому. Нет, конечно у нас есть закон о выборах президента и всё такое. Но нет устоявшихся неформальных правил игры, нет традиций выборов президента – и это, разумеется, плохо, потому что это говорит о незрелости отечественной политической системы.
Впрочем, есть и второй вывод – система взрослеет. Пройдя романтический период и период торжества технологий, президентский политический процесс начал испытывать реальное давление общества. Избиратели с удивлением узнали, что в Москве таки можно собирать стотысячные митинги, а власти с не меньшим удивлением узнали, что ничего страшного в таких митингах нет. На телевидении начались настоящие дебаты, на которые стали приходить настоящие кандидаты в президенты, а не только их представители. Появились и новые, нетрадиционные кандидаты, заметно освежившие кампанию и серьезно расширившие пространство возможного выбора.
Существенным стало и давление на избирательный механизм. Граждане научились координировать свои усилия по наблюдению за выборами, наконец-то введены полупрозрачные урны и видеокамеры. Пространство для фальсификаций сжимается, и это прекрасно.
И самое главное в этой ситуации – не сломать наметившуюся тенденцию. Да, наши выборы до сих пор не идеальны. Но есть только один способ улучшить их качестве – это последовательно исправлять ошибки и лечить детские болезни несформировавшейся демократии.
Все-таки власть, которую мы избираем – это ведь мы сами и есть.
А значит идите – и голосуйте.
Запись опубликована <kononenko/>. Вы можете оставить комментарии здесь или здесь.